18 июня 1895 года был подписан Указ императора Николая II
о строительстве железной дороги Пермь–Вятка–Котлас, на которой
и была основана станция Балезино

По страницам истории: люди, события, факты

В годы гражданской войны боевые действия за станцию Балезино между Красной Армией и армией адмирала Колчака велись
с 22 апреля по 13 июня 1919 года. Колчаковцы стояли на Буринских горах, у красноармейцев на территории станции был задействован бронепоезд. Точных данных нет, то ли первого, то ли третьего июня колчаковцы смогли форсировать Чепцу, когда половодье закончилось. Перешли вброд, поскольку мосты были взорваны, захватили станцию, затем Глазов, продвинулись в сторону Яра, но уже 13-го июня началось контрнаступление Красной Армии.

Первым начальником станции стал инженер Корпуса путейских инженеров Пётр Дмитриевич Даньшин. Особо документов о нём не сохранилось. Вероятно, был или родом из Луганска, или учился там. После революции в 1918 он со станции сбежал вместе с семьёй, поэтому в советское время о нем вообще не упоминали.

Церковь на станции Балезино появилась в ноябре 1917 года. Изначально она была построена в с.Ново-Волково в 1867 г. Летом 1917-го все жители станции на собранные деньги выкупили эту церковь, заключили подряд с местным купцом Матвеем Денисовичем Родкиным, который был здесь «строительным королём». Его артели разобрали в Ново-Волково церковь, перевезли на станцию и собрали. Простояла до 1934 года.

В 1929 году на станции Балезино появилось первое промышленное предприятие – Балезинская МТС, ныне Балезинское РТП. Постановление о создании машинно-тракторной станции относится к 1929 году, но первые бревенчатые цеха, а кое-где просто дощатые сараи, появились позже. Контора МТС, здание которой сохранилось – это старый дом барачного типа на углу ул. РОС и ул. К.Маркса. Первые трактора вышли на полевые работы весной 30-го года, а в 32-ом появились первые комбайны. Тогда они были не самоходные, а прицепные.

Огромный вклад в развитие поселка Балезино, его инфраструктуры и социальной сферы внёс Александр Иванович Князев.
Фронтовик, ветеран труда. В 1958 г. возглавил Балезинский поссовет. Посёлок тогда утопал в грязи – природная грязь на улицах (по дороге люди даже теряли обувь в ней), сажа и копоть от паровозов лежала на снегу до леса на другом берегу Чепцы. При Александре Ивановиче стали приводить в порядок дороги, в том числе пешеходные, началось озеленение посёлка. Водоснабжение было только в центре посёлка, и то не везде. По его инициативе стали прокладывать водопровод в самые отдалённые микрорайоны, причём «хозспособом»: поссовет добывал трубы, на предприятиях «выбивал» сварщиков, а местные жители сами копали траншеи под водопровод, укладывали его. Руководитель активно боролся за санитарную гигиену.
В народе Александра Ивановича называли «пичи-князь», потому что он был маленький, щуплый, но Князев. До сих пор пожилые люди с уважением вспоминают этого председателя поссовета за огромный вклад в благоустройство посёлка.

29 октября 1898 года через станцию Балезино прошел первый
состав, который был пробным, техническим. Он вышел из Вятки
и дошёл только до Мотовилихи, сейчас это микрорайон г. Пермь.

Балезинский район с центром в селе Балезино был создан 15 июля 1929 года. В 1930 году было принято решение о переносе райцентра на станцию, поскольку расположение в селе было очень неудобным с точки зрения коммуникаций и связи. Перевод учреждений длился несколько лет – до 1936 г. Для того чтобы разместить эти учреждения, по всему району разбирали купеческие особняки, перевозили их сюда и ставили снова.

Постановление совнаркома о строительстве в посёлке промышленной артели «Литейщик» и шлакоблочного завода промышленной артели «Коммунар» вышло в сентябре 45-го года. Через три года два этих предприятия начали выпуск продукции. Литейщик первую пробную продукцию выпустил в декабре 48-го года (умывальники), а 23 февраля 49-го была дана первая плавка чугуна. Выпускалось чугунное и алюминиевое литьё: посуда, угольные утюги, тесы для слесарных работ, подошвы для первых электрических утюгов, которые отправлялись в Ижевск, водоколонки. Кстати, это был единственный завод в СССР, который изготавливал колонки водоразборного типа. А промышленной артелью завод назывался, потому что он был «получастным» предприятием, все рабочие были, говоря нынешним языком, акционерами, то есть, как работали, так и получали. «Уравниловок» и постоянной зарплаты не было.

Улица Советская до поворота на Кирова была покрыта брусчаткой. Мастеров привозили из лагеря военнопленных в Ижевске, причём, поскольку добираться тогда приходилось на телегах три дня, их сюда привозили под конвоем, и они жили здесь – чтобы время не тратить. Материал, уральский камень, был привезён по железной дороге.
В 60-х годах перед укладыванием асфальта брусчатку сняли.

О.Кондратьев, хранитель фондов районного музея

Добавить комментарий