Чтобы выбрать качественный и полезный товар или услугу, сегодня нужно быть грамотным потребителем

Вы заметили, как в последнее время увеличилось количество телепрограмм о еде? По всем каналам говорят о том, что вредно и полезно, как правильно готовить и питаться, проверяют продукты на качество. Тема еды актуальна во все времена, но сегодня, в эпоху перенасыщенности рынка «вкусным и питательным», на первое место выходит проблема выбора: современный человек стал более требователен к качеству продукции, ведь связь питание–здоровье – прямая и очевидная.

Например, беременным противопоказаны продукты с добавкой Е 233;
аллергикам не рекомендованы Е 131, Е 132, Е 210, E 214, Е 217, Е 230-Е 232, Е 239, E 311-E 313 и E 951;
людям, страдающим бронхиальной астмой, – Е 102, Е 107, E 122-E 124, E 211-E 214, Е 217 и Е 221-Е 227.

Роскачество в помощь
В помощь нам, сознательным потребителям съедобных энергоносителей, существует множество организаций и структур, проверяющих продукты питания на пригодность. Согласитесь, мы не можем знать, насколько достоверно то, что написано на этикетке или сказано продавцом. Существует целая некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество), учреждённая правительством РФ в 2015 году.
Деятельность Роскачества заключается в информировании населения о качестве товаров в магазинах и присуждении российского Знака качества. Для этого организуются и проводятся по всей стране независимые веерные исследования различных товарных групп. На сайте Роскачества можно ознакомиться с исследованиями товаров (не только съедобных), экспертными статьями, стандартами, наименованиями и марками товаров, получивших после исследований Знак качества, и др.

Изучаем информацию на этикетке
Роспотребнадзор напоминает покупателям о том, что необходимо обращать внимание не только на внешний вид продуктов, срок годности, цену, но и на информацию о производителе, составе продукта и другие данные, указанные на упаковке. Такой набор «визиток» нужно учитывать в свою пользу.
Уверены, что не все любят читать информацию на этикетке – это занимает время, кому-то портит нервы. Но согласитесь, что, потратив силы на поиск качественного товара один раз, в следующий вы, не задумываясь, возьмёте проверенное. Поэтому в идеале производители должны биться за качество.
Понятно, что с местной продукцией у нас просто и доверительно складываются отношения, а представьте себе (или вспомните реальную ситуацию), что вы оказались за пределами своего региона и не можете выбрать, что купить, потому что совершенно непонятно, чья продукция лучше. «Сделано в Удмуртии» сюда не приехало. Начинаем изучать информацию о пищевом продукте. Она должна содержать:

Название пищевого продукта
Наименование и полный адрес производителя
Наименование, полный адрес импортёра
Количество нетто пищевого продукта в установленных единицах измерениях (вес, объём)
Состав пищевого продукта в порядке преимуществ составляющих, в том числе пищевых добавок и ароматизаторов
Калорийность и потребительскую ценность (белки, жиры, углеводы)
Конечную дату потребления или дату производства и срок пригодности
Номер партии производства
Условия хранения и использования
Предостережения для определённых категорий населения (детям, беременным, больным аллергией и т.д.)

«Правило двух «НЕ»:
Не покупайте продукты, в состав которых входит много добавок с обозначением «Е» – красителей, ароматизаторов, стабилизаторов, подсластителей и загустителей. Большинство таких компонентов может причинить существенный вред здоровью, приведя к обострению хронического заболевания или спровоцировав аллергию.
Не попадайтесь на «приманку» производителей в виде заманчивых надписей «Экологически чистый продукт», «Натуральный продукт» и т. п. Самым рациональным выбором станет приобретение таких продуктов питания, на упаковке которых есть информация об отсутствии в них искусственных красителей и консервантов.

Купили некачественный товар –что делать?
Закон РФ «О защите прав потребителей» гарантирует человеку право на качество, безопасность, информацию о товаре и возмещение ущерба в случае приобретения негодной к употреблению продукции. На примере одной истории разберём, как поступать в случае приобретения товара ненадлежащего качества.
Допустим, вы купили молоко, пришли домой, вскрыли пакет, а оказалось, что молоко прокисшее. Что делать? В данном случае вам следует обратиться в магазин, продавцу предъявить чек и потребовать замены на доброкачественное молоко либо возврата уплаченной суммы. Если чек не сохранился или покупатель его потерял, то будет достаточно свидетельских показаний.
На страже нашего здоровья стоят не только медицинские работники. Мы в первую очередь должны заботиться о ресурсах нашего организма, правильно восполнять их, беречь. Отрадно, что сегодня это многие понимают и уделяют повышенное внимание к тому, что мы едим. Во всех школах и садах идут разговоры о правильном питании, а мы, журналисты, их продолжаем, потому что желаем всем здоровья и долголетия.

На тему выбора продуктов и определения их качества мы поговорили с посетителями одного из магазинов п. Балезино.

Елизавета Касимова, 14 лет:
«Я смотрю на калорийность продуктов, изготовителя, состав.
Доверяю больше своим производителям. Как выбрать качественный товар, мне объясняли родные люди, мама. Не раз были случаи, когда обнаруживали, что товар некачественный. Мы возвращали его в магазин, всё обходилось без конфликтов».

Роза Касимова, учитель
Кожильской школы: «Качество продуктов – это очень важно. Этикетку стараюсь изучать, особенно у тех продуктов, на которые снижена цена. Колбасу беру только у местных производителей».

Всеволод Олейников (7 лет)
с бабушкой Людмилой Владимировной: «Мы обязательно смотрим на состав продуктов.
Сейчас кругом «химия» одна, трудно найти качественное, полезное. Даже страшно, что мы едим. Берём только отечественный товар.
Хорошо, что огород свой есть, а то бы только «химией» питались».

Сергей Дзюин: «Я выбираю
товар по цене, по сроку изготовления, в основном. Состав не смотрим, очень мелко написано. Овощи и кое-какие фрукты сами выращиваем».

Если продавец решать проблему с некачественным товаром не желает, составьте письменную претензию, изложив ситуацию и свои законные требования.

 

 

 

 

Ю. ШМЕЛЁВА

Добавить комментарий