Как управлять семейным бюджетом, чтобы не только покрывать текущие расходы, но и накопить на заветную мечту

Министр финансов РФ Антон Силуанов на одном из занятий по финансовой грамотности в школе Калужской области отметил, что каждая семья – это министерство финансов в миниатюре, в ежедневном режиме решающее задачи, как заработать и сохранить деньги, как их преумножить, как действовать в кризисных ситуациях.

Управление семейным бюджетом – сегодняшняя тема, которую по традиции мы раскрываем вместе с экспертом, основателем школы финансов «Богатей» Верой Сизовой.

Начать с учёта
К сожалению, управлять денежными потоками у нас получается не всегда эффективно. Согласитесь, что нам знакомо чувство, что деньги потратились непонятно куда. Приведём примеры того, где мы переплачиваем и теряем деньги при повседневных расходах:
на покупках в магазине без списка – на 30 процентов, на подарках накануне праздника – в 2,5 раза, за питание вне дома – в три и более раз, за бутилированную воду – в 100 раз и т. д. Не каждый ведёт учёт доходов и расходов – а зря.

На прошлом занятии мы говорили о накоплениях – о том, что их необходимо делать, чтобы достичь определённой цели. Но как копить? Где взять деньги на желаемые цели? Ответ один: мы можем найти ресурсы только в нашем текущем бюджете.

Если мы будем уделять 10 минут в день на ведение бюджета, то можем сберечь более 10% в месяц.

Проверено на практике, что если человек, как минимум, записывает, на что и сколько потратил, он начинает сокращать расходы (срабатывает психология).

Способ ведения учёта можно выбрать совершенно разный – неважно, будете вы вести статьи доходов и расходов в ноутбуке, приложении, программе или в обычном бумажном блокноте. Главное, не бросать это дело, вести его постоянно. Итак, находим для себя удобный способ, ведём учёт постоянно, регулярно анализируем цифры, для того чтобы найти пути оптимизации расходов. Выберите две-три самых затратных статьи бюджета и найдите варианты оптимизации. Понятно, что есть статьи, которые сложно сократить, например, коммуналку. Но можно сэкономить на развлечениях.

Ещё ведение учёта поможет составить оптимальный график платежей. Посмотрите, когда и кому вы платите. Иногда из-за неверно составленного графика происходят «кассовые разрывы» в бюджете, которые приводят к тому, что человек берёт кредит, а затем другой.

Закладываем бюджет
После того как мы начали вести учёт и нашли, где можно сэкономить, важно перейти к составлению бюджета. Бюджет – это по сути прогноз будущих доходов и затрат на основе информации предыдущих периодов. То есть смотрим, сколько мы зарабатывали в прошлом, тратили в прошлом и составляем план наперёд – на следующий месяц или год. Дальше отслеживаем факты выполнения плана и смотрим на разницу: снова делаем выводы.

Понятно, что в жизни происходят разные непредвиденные ситуации. Сломалась машина, в семье кто-то заболел, износилась куртка и т.п. Нужно отвести место в бюджете и на эти нужды, то есть запланировать новую статью. Этот финансовый резерв, если не будет потрачен, перейдёт в следующий месяц.

С чего начать планирование бюджета?
Во-первых, смотрим на потенциальный доход в следующем месяце с учётом остатка от прошлого.

Во-вторых, мы должны запланировать выплаты по кредитам и другим долговым обязательствам.

В-третьих, нам нужно отложить деньги на ежегодные расходы, например, на страховку, отпуск, подготовку к школе, сбережения на финансовые цели.

Дальше мы планируем наши обязательные расходы на коммуналку и питание.

И только в-пятых рассматриваем остальные расходы.

Есть цель. А деньги?
Как накопить на цель, двигаясь небольшими шагами? Здесь важно найти комфортную именно для вас нагрузку на семейный бюджет. Не нужно сажать себя на хлеб и воду. Это чревато нервным срывом. Доказано, что процесс накопления средств будет малозаметным, если откладывать от пяти до 20-ти процентов от текущего бюджета. Притом уровень жизни не изменится. Возьмите за правило: «Заплати сначала себе». То есть отправляем деньги на сбережения (ту сумму, которую мы просчитали и запланировали) не по остатку от месяца, а сразу, как получили зарплату. Для удобства можно подключить функцию автоперевода – тогда часть средств с карты после начисления зарплаты сразу перейдёт на накопительный счёт.
На реальных примерах покажем, к чему приводит управление деньгами и его отсутствие.

Сценарий первый: В 2011 году безработные супруги из Уфы выиграли в лотерее «Бинго-шоу» 29 млн. рублей. Супруги за пять лет потратили весь приз. Победитель другой лотереи выиграл 100 млн. рублей, но уже через два года остался с долгом государству в 4,5 млн. рублей. Казалось бы, большие деньги, а счастья и выгоды не принесли.

Сценарий второй: Семья получает общий доход 50 тысяч рублей в месяц. Это 600 тысяч в год, 6 миллионов за десять лет, 24 млн. рублей за сорок лет. Если инвестировать десять процентов от этих доходов под десять процентов годовых, получаем 26 млн. рублей. Итак, сколько денег остаётся в наших руках – зависит только от того, как мы ими управляем.

Ключевые выводы
Во-первых, важно вести учёт денежных потоков, чтобы найти пустые траты, планировать бюджет на месяц вперёд и находить способы оптимизации статей расходов. Не забываем использовать те инструменты, которые при расходах помогают получить доход: налоговые вычеты, карты с начислением процента на остаток, с кэшбеками и т.п.

Во-вторых: не держите цифры в голове! Если они в голове, то по факту их никак нельзя использовать, тщательно проанализировать, и тем более правильно спланировать будущие расходы.

В-третьих, сберегать минимум десять процентов, чтобы достигнуть цели. Начать можно с маленьких шагов (3-5 процентов), здесь важнее не сумма, а дисциплина и совершение регулярных действий.

Ждём ваших вопросов в редакции газеты по телефону 5-000-6.

Добавить комментарий