Да простят меня бабушки из Юнды, но сегодня оставляю их без внимания. Они, безусловно, молодцы, поскольку добились славы и признания в России и за пределами страны. Но есть «у нас на районе» и другие бесермяне. Они не артисты, но тоже очень интересные и талантливые. Самое главное – они говорят о своей национальности: «Мы шустрые, трудолюбивые бесермяне!» Троих разновозрастных мужчин, признающих свою принадлежность к малочисленному народу, мы нашли в Каменном Заделье и п.Балезино. Почему, интересно, в википедии нет сведений о бесермянах, проживающих в Заделье? Они ведь там есть!

Вокруг села Каменного Заделья когда-то было много деревень, в которых жили бесермяне. Это Петрошур, Новолюк, Чашкино. В лихие девяностые их не стало, многие перебрались в Заделье, завели семьи. Река времени принесла на порог новый век, бесермянские крези здесь уже не звучат. А могли бы…

Здесь упущено время, когда можно было включить план-перехват и перенять от бабушек уникальную культуру. Не будем сейчас разбираться, по какой причине это произошло. Сегодня многие молодые хотят быть модными, востребованными и популярными, а бесермяне – звучит непрестижно. Точнее, звучало: в последнее время национальная политика стремится сохранить и поддержать культуру всех народов, в особенности – малочисленных. С такой политикой любое дело по плечу: да что там, найти бесермян? Легко!

Молодой специалист

Первый задельский герой – Игорь Тютин. Его мама Надежда Николаевна является почётным гражданином Балезинского района, передовой дояркой, обладательницей награды российского масштаба – медали за труды по сельскому хозяйству. Женщина строгая, прямая, трудолюбивая. Родина мамы – упомянутая деревня Петрошур, отца – Чашкино. Прапрародители Игоря вышли из Юкаменского района – деревни Пожмы (Ефим Константинович Мышкин) и Шамардана (Мария Ильинична Сабрекова).  Другой прадед был председателем Чашкино. Раньше, по словам бабушки Игоря, бесермяне женились только на своих. Получается, что наш герой – чистокровный бесермянин.

С детства парня невыносимо сильно тянуло к технике. Поэтому убегал из садика, бродил по ферме в поисках отца, который обязательно катал на тракторе. «Бывало, крикну на площадке садика: «Смотрите, вертолёт!» — и пока все смотрят в небо, убегу. Всю жизнь мне нужен был только трактор и вот после учёбы в  Балезинском училище и нескольких лет работы водителем в Верх-Люкино мне его вручили! Семь лет работаю на тракторе», — рассказывает Игорь с горящими глазами. После окончания училища отправляли парня в сельскохозяйственную академию, но он не пошёл – хотелось быстрее сесть на трактор. В настоящее время молодой человек строит красивый дом, привёз жену-бесермянку, родили дочь. Несмотря на общую тенденцию отправления молодёжи в город, Игорь остался жить в родном селе, потому что уверен: лучше места нет. Здесь река, родные люди, любимая работа. О городской жизни никогда не мечтал, считает, что ровесники уехали в поисках больших денег, не захотели работать на земле. «Дострою дом, заведём хозяйство, жена даже корову хочет взять. Сделаем беседку с русской печкой и заживём!» – делится Игорь. Совсем недавно он участвовал в районной малой олимпиаде, завоевал бронзу в армреслинге. За свой труд в СПК «Путь к коммунизму» в этом году Игорь награждён грамотой министерства сельского хозяйства и продовольствия УР. Настоящий трудяга-бесермэн!

С музыкой парень не дружит, главные инструменты для него – ключи, молотки, запчасти. Из бесермянской культуры остались только галки – национальное блюдо, которые семья стряпает по праздникам: «Мы обожаем галки. Это наше главное угощение и память о предках».

Мудрый хозяин

«Не фамилия красит человека, а человек свою фамилию, — озвучивает свои мысли следующий собеседник, золотых рук мастер Николай Максимов. – У меня  бесермянские корни, почему я должен стесняться этого? Разве можно стесняться своих родителей, которые подняли на ноги, воспитали, приучили к труду? Отрицательно отношусь к тем, кто по национальности судит человека. В каждом народе есть и хорошие, и плохие люди. Не национальность отображает качества человека, а его дела, поступки, отношение к людям, своей стране. Я стараюсь быть достойным человеком своего общества. Не хочу никому ничего доказывать, просто делаю своё дело, живу, занимаюсь творчеством». Родители Николая – бесермянин из Петрошура и удмуртка из Юкаменского района. Фамилию герой получил от мамы, потому что родители познакомились и жили в Балезино, а здесь отношение к бесермянам было плохое. «Это сейчас начали говорить про бесермян, а раньше их обзывали, возможно, поэтому при рождении Коле не дали фамилию Тютин, — поясняет супруга Ирина и радостно добавляет: – Недавно мы с дочкой участвовали в конкурсе, где представляли бесермянскую семью, делали кисель из гороховой муки. Вкусно получилось. А муж постоянно просит  галки. На юбилей сделаем!»

Жители района знают Николая как работника Балезинского РЭСа и по увлечению резьбой по дереву – творчеством он начал заниматься в 35 лет и уже украсил своё окружающее пространство и многие дома знакомых. За свою полувековую жизнь Николай Иванович построил три дома, посадил целый парк деревьев, растит трёх дочерей. Мастер за обеденный перерыв может соорудить деревянного рыбака с головой-чайником, за выходные обустроить детскую площадку. Показывая новую работу, Николай объясняет: «На одном фронтоне сделал герб России, подумал, а почему бы и удмуртский не вырезать?» Добрые герои советских мультфильмов смотрят на гостей Николая отовсюду: поют крокодил Гена с Чебурашкой, приветствует издалека весёлая обезьянка на высокой пальме, в тени садовых деревьев разбито целое цветочное царство. Домиков, птиц, зверюшек, орнаментов не сосчитать. Посреди картофельного участка стоит памятник всем огородникам и тем, кто морально поддерживает тружениц и поёт для них серенады под гитару. С чувством юмора у хозяев полный порядок. Честно скажу, когда увидела эти яркие деревянные сюжеты и композиции, подумала: «Вот кого надо просить украсить центр посёлка!»

Шустрый парень

Самый юный герой – Дмитрий Тютин. Ему 12 лет, живёт и учится в Балезино. Пять классов в школе №3 освоил,  учёба в кадетском классе нравится: «Нас учат маршировать, скоро пойдём в поход на три дня». С Димой у нас получилась беседа наоборот: больше вещала я, рассказывая о бесермянских особенностях, обычаях. Мальчишка заинтересованно слушал. Частенько он ездит в Каменное Заделье к бабушке, когда-то слышал, что они бесермяне, но на этом всё. Поговорив об увлечениях, учёбе, футболе, предпочтениях в еде и кино, понимаю – передо мной хороший парень, который иногда хулиганит (по словам мамы, чуть не сбежал перед интервью), много двигается, поскольку на дворе лето, и ест по праздникам галки. Вот и снова они, отблески забытой культуры. По-видимому, стоит организовать  фестиваль «Галки-фэст» — он бы объединил многих бесермян. Итак, в конце лектория о культуре малочисленного народа и определения домашнего задания для Димы последовал вопрос: «Когда тебя спросят, кто ты по национальности, как ответишь?» — «Бесермянин!» Наша встреча была полезной.

Сегодня не каждый осознаёт, что является носителем культуры. Но это не значит, что он не имеет национальности. Уже то, что он считает себя частью определённого народа, важно. Можно помочь человеку вспомнить культуру, связать его современную ниточку жизни с узором преданий – получится красивое полотенце, которое заботливо накинешь на плечи детей, и пусть несут они его дальше.

Ю.Шмелёва

Фото автора

 

Добавить комментарий