Повысить доступность и качество медицинской помощи населению поможет проект «Бережливая поликлиника»

В России реализуется федеральный приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Для его продвижения были выбраны четыре субъекта – Бурятия, Удмуртия, Новосибирская и Оренбургская области. На этих территориях созданы образцы поликлиник федерального уровня для последующего тиражирования.

Цели и задачи проекта
Одним из критериев отбора регионов являлась успешная реализация первого этапа – пилотного проекта «Бережливая поликлиника». Его цель – повышение доступности и качества медицинской помощи населению за счёт оптимизации процессов и устранения потерь.
В Удмуртии проект реализовывался в нескольких медицинских организациях: в Ижевске – в городской поликлинике № 2 и детской поликлинике, а также в Глазове – в городской поликлинике № 2 и детской поликлинике. В 2018 году все поликлиники республики вступили в реализацию федерального проекта.
Цели и инструменты остались прежними: перераспределение нагрузки между врачами и средним медицинским персоналом, оптимизация внутренней логистики поликлиник, разделение потоков пациентов, переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации, открытая регистратура и новый облик поликлиники, организация профилактических осмотров и диспансеризации на принципах непрерывного потока пациентов с соблюдением нормативов приёма.

Для комфортного ожидания приёма в детском отделении районной больницы для маленьких пациентов оборудована игровая комната

Что сделано
В Балезинской районной больнице был создан проектный офис, проведена большая подготовительная работа: анкетирование пациентов и сотрудников, хронометраж. По результатам были выбраны основные направления: во взрослой поликлинике – оптимизация процесса диспансеризации взрослого населения, работы участкового терапевта, регистратуры; в детском отделении поликлиники – разделение потоков пациентов в детской консультации, оптимизация участковой службы.
Необходимо заметить, что работа была начата ещё в 2017 году. С целью улучшения логистики отделение медицинской профилактики было размещено в здании поликлиники. Для помощи в самозаписи на приём, сортировки и консультирования пациентов выделили из состава регистратуры администратора, который постоянно находится в фойе поликлиники. При записи через Интернет исключили необходимость получения амбулаторной карты в регистратуре перед приёмом. Карты пациентов, записанных через Интернет, работники регистратуры перед началом рабочего дня готовят заранее, карты разносят медицинские сёстры. Для маршрутизации пациентов оформлена настенная навигация. В кабинет неотложной помощи был принят на постоянной основе врач терапевт. Для комфортного ожидания приёма организована игровая комната для маленьких пациентов, поставлены новые пеленальные столы в детском отделении.
В настоящее время вводятся результаты анализов крови, мазков и мочи в электронные амбулаторные карты, что, несомненно, удобно для врачей, когда с рабочего места можно посмотреть результаты обследований и внести их в выходные документы. Обучили медицинских сестёр оформлению электронных льготных рецептов, исключив тем самым дополнительное перемещение по поликлинике пациентов. С рабочих мест записывают на повторный приём в республиканские консультативные лечебные учреждения.
В период реализации проекта пришло понимание, насколько важна слаженная командная работа всего коллектива.

Наглядный пример
Для ликвидации временных потерь проведена организация рабочего места в кабинете участкового педиатра по системе 5S. По результатам анализа диаграммы Спагетти рабочая группа определила лишние перемещения по кабинету медицинских работников, провели зонирование кабинета на зону медицинской сестры и зону врача, систематизировали рабочие документы в шкафах, на рабочем столе. В работу включилась вся рабочая группа, отрабатывали систему 5S в кабинете педиатра М.А. Куршевой.
Следует отметить, что молодой специалист активно включилась в процесс, и результат не заставил себя ждать, улучшения от перемен отметили все: и медицинские работники, и посетители. Следующий этап: тиражирование примера в кабинеты других врачей. Впереди большая работа по дальнейшему улучшению организации труда.

Есть проблемы
Существуют проблемы, которые не решаются методами бережливого производства: дефицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, недостаточное финансирование, психологические особенности поведения пациентов, взаимоотношения с системой платных услуг, обучение медперсонала IT навыкам, уровень заработной платы.
Задачи стоят конкретные: для максимального использования имеющихся ресурсов добиться минимизации потерь временных, материальных, финансовых и иных, что в итоге должно привести к сокращению времени ожидания пациентов получения медицинских услуг, повышению удовлетворённости качеством и сроками ожидания, формированию рациональных потоков пациентов в зависимости от цели посещения медицинской организации и т. д.

На высшем уровне
В конце июля текущего года состоялась встреча Владимира Путина с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой. Больше половины взрослых поликлиник в России до конца 2024 года войдут в разряд бережливых и комфортных, заявила министр.
— Сейчас уже 1147 в сорока регионах, и мы мыслим в течение трёх лет 3800 поликлиник и детских поликлинических отделений полностью погрузить в этот способ организации, а взрослые – до конца 2024 года, — сообщила Скворцова.
К числу положительных результатов распространения этой методики министр относит сокращение очередей. «Мы реально видим от двух до пяти раз снижение времени ожидания и уход от очередей», — рассказала Вероника Скворцова.
По прожекту инициаторов – министерства здравоохранения и госкорпорации Росатом – принципы бережливости помогут повысить окупаемость медицинского обслуживания в стране. Ключевой взгляд бережливой работы поликлиники – непрерывность производственного потока, без задержек и очередей. Этого можно достичь за счёт равномерной загрузки персонала, рационального размещения людей и информации, хорошей планировки площадей.

Подготовила Н. Островская Фото А.Миронова

Добавить комментарий