Прогуливаясь по залам старинного замка Людвигсбург земли Баден-Вюртемберг Федеративной Республики Германия, во время экскурсии на немецком языке услышала русскую речь. Отец обратился к сыну: «Ну что, сынок, расскажи, чему ты научился в Германии. О чём повествует экскурсовод?». Так началось моё пребывание в Германии – в стране, привлекательной для учеников, студентов, аспирантов.

Здесь много сильных вузов, интересных программ обучения, бесплатное высшее образование. Германия – идеальная страна для обучения. Высокое качество образования, интересные города, живописная природа притягивают людей из разных стран мира и предлагают различные возможности для повышения профессиональной квалификации. Это большая удача для учителей немецкого языка – попасть на курсы повышения квалификации в Германию.

Начало большого пути
В октябре 2017 года решила принять участие в конкурсе от немецкого культурного центра имени Гёте в Москве, который уполномочен ФРГ содействовать культурному сотрудничеству между Россией и Германией и поддерживать преподавание немецкого языка в российских учебных заведениях. Уже весной 2018 года немецкий культурный центр после рассмотрения кандидатур в Мюнхене выделил стипендию на двухнедельную поездку в Германию с целью участия на курсах в городе Бремен.
Мой путь, как и путь известных всем бременских музыкантов, был долог. 18 часов на поезде, один час на метро и аэроэкспрессе (скоростном поезде до аэропорта), три часа на самолёте и, наконец, мы в Германии.
Огромный город встретил меня радушно, но нелегко было найти дом моей гостевой семьи. В семье коренной немки мне была предоставлена отдельная комната и ежедневный завтрак. Моя хозяйка была женщиной радушной, интересующейся жизнью в России. Несмотря на солидный возраст, она предпочитает преодолевать путь до работы на велосипеде и два раза в неделю занимается йогой. Надо сказать, в Бремене большое количество велосипедистов – от мала до велика, особенно много их по утрам, экипированных шлемами, подлокотниками, наколенниками, светоотражателями. Здесь с детства прививается любовь к спорту и здоровому образу жизни, поэтому в Германии мало полных людей.

Интернациональные курсы – по строгому графику
Курсы были организованы просто замечательно. Занятия всегда начинались строго в девять часов и заканчивались в пять вечера. Все и всегда общались на немецком языке. Много внимания было уделено работе с младшими школьниками, экспериментированию, исследованиям. В Германии стараются уже с детских лет пробуждать интерес к науке: строятся детские исследовательские центры, вводятся уроки по экспериментированию, в магазинах продают игрушки такие, как «школьная лаборатория», «химическая лаборатория», «3D микроскоп» и т.п. Даже прогулка по городскому парку построена как познавательная квест-игра по станциям.
Учёба плотно переплеталась с культурной программой: экскурсии по центру города, знакомство с его старинной частью, посещение музея Фоке, музея эмиграции и портов города Бремен и Гамбург. Музей эмиграции в Бременхафен, откуда отправлялись корабли в Америку в 19-20 веках, оставил у меня неизгладимое впечатление. Экспозиция устроена так, что посетители попадают вместе с желающими эмигрировать в путешествие к неизведанному. Посетители проходят весь путь – от посадки на корабль до высадки в новой стране, как это делали миллионы реальных людей. После нажатия на кнопочку следует повествование на немецком или английском языке об одной из семи миллионов историй, позволяющих узнать и пережить непростую судьбу людей, ощутить их разлуку с Родиной.

Вы попробуйте нас поучить!
Отличительной особенностью нынешних курсов было то, что нам представилась возможность не только посетить немецкие школы, но и провести в них занятия. Это стало возможным, так как учебный год в Бремене начался восьмого августа. Знания, методические приёмы, полученные нами на курсах за полторы недели, мы должны были применить на своём уроке в школе для детей 3-4 классов. Директор начальной школы Букхольцберг, что расположена в пригороде Бремена, провела для нас экскурсию, познакомила с детьми и с радостью отправила интернациональные группы учителей на занятия.
Удивительно, но уроки прошли весело и легко, дети ещё долго нас не отпускали. Затем несколько учеников пригласили нас в качестве учеников во двор школы для экспериментов с водой. Этой темой они занимались в течение года. С умилением наблюдали, как серьёзно и обстоятельно они подошли к делу, следили, чтобы мы поэтапно выполняли все задания. Материал об этом интернациональном учительском десанте в начальную школу Букхольцберг и сотрудничестве с немецкими учениками был опубликован в газете «NordwestZeitung».
Второй урок мы провели в городской начальной школе Баумшуленвег. Несмотря на то, что школа городская, она имеет аграрный тип. Здесь дети дополнительно занимаются разведением пчёл, кур, выращиванием плодовых деревьев и кустарников и сами продают яйца, мёд, варенье на местном рынке. На вырученные деньги они решают самостоятельно, что можно прикупить для школы. Так, ненавязчиво, воспитывается любовь к растениям и животным, к самостоятельности, к экономическим отношениям.

Домой – с огромным багажом…
Две недели пролетели, и за бортом самолёта остались немецкая чистота, упорядоченность во всех сферах жизни, стремление к исследованиям и здоровому образу жизни. А мы, учителя немецкого языка из разных стран, благодарные Германии за возможность заново открыть для себя страноведение ФРГ и углубить свои языковые знания непосредственно среди носителей языка, взяли с собой многообразие интересных методических приёмов, игр, новых идей и обрели хороших друзей.

Гульнара Тютина, учитель немецкого языка школы № 3

Добавить комментарий