Как падеринские педагоги работают над возрождением татарского языка в школьной среде

Особенная, национальная
Сельская школа – что семья в уютном и добром доме. Все друг друга знают, поддерживают и любят. Так и нас с фотокорреспондентом в Падеринской основной общеобразовательной школе один мальчишка-младшеклассник просто расцеловал в обе щёки, настолько он доброжелательно к нам был расположен.
Сельская школа – это «живой организм», который развивается по своим правилам, где дети получают первые уроки жизни, а учителя становятся родными. Падеринская школа – особенная, национальная. Там информационные стенды – на двух языках, ребята пишут заметки в стенгазеты на татарском. Нынче сели за парты 49 учеников, в том числе девять первоклашек плюс 32 воспитанника двух дошкольных групп. Педагогов – 15 вместе с воспитателями.
Как призналась директор Альбина Шайхулловна Касимова, быть руководителем и школьного коллектива, и дошкольного подразделения непросто, но интересно. Санитарные требования, методические наработки – разные, но в то же время в школе существует преемственность, дошколята понимают, что они – члены большой и дружной семьи. Вместе проводят праздники, родительские собрания, сообща решаются хозяйственные вопросы.

Грант на интерактивный музей
Нынче Падеринская школа получила грант от министерства образования Татарстана. Об этом подробно рассказывает Альбина Шайхулловна:
«Как и во многих национальных деревнях и сёлах, у нас возникла проблема – дети перестали разговаривать на татарском языке. Дело доходит до того, что в первый класс малыши приходят, не зная ни слова на родном языке. А мама и папа – коренные падеринцы, татары. Летом ездила в Казань, на всероссийское совещание руководителей национальных школ и учителей татарского языка. Оказывается, такая проблема существует не только у нас, но и в Татарстане, других регионах. Поэтому сегодня возрождение родного языка в школьной среде – один из актуальнейших вопросов. В конце мая от министерства образования Татарстана пришло приглашение выиграть грант на сто тысяч рублей. Тема работы – сохранение татарского языка. И хотя время было очень ограничено, мы с директором сельского дома культуры Фаридой Касимовой придумали интереснейшую идею – создание интерактивного музея. В доме культуры освободились помещения, и музея, как такового, у нас в деревне не было. Поэтому при благополучном исходе дела мы «убивали» нескольких «зайцев». Интерактивный – это значит, что ребята-школьники будут не просто созерцателями, а участниками процесса создания музея. Своими руками будут ткать половики, вышивать национальные узоры, шить татарские костюмы. Написали, отослали. И в конце июня нам сообщили об успехе. Мы, конечно, тоже должны постараться, нужно отремонтировать комнаты. Планируем устроить открытие 21 февраля, в День родного языка. У нас в Падере появится музей, дети будут больше погружаться в родную атмосферу. Вообще, у нас было настоящее «татарское» лето, группа учащихся ездила в лагерь «Татар тел» («Татарский язык»), в Татарстан. Ребята встречались с местными писателями, музыкантами, ездили на экскурсии».

Коллеги-помощники
Альбина Шайхулловна не устаёт хвалить свой коллектив педагогов-единомышленников, родителей-помощников, технический персонал. Её мечта – чтобы школа жила, существовала и всегда была нужной. Чтобы на это хватало сил и здоровья. Воспитатели в дошкольных группах – настоящие «пчёлки-труженицы», к ним приходят совсем малыши – с полутора лет, которым они прививают первые навыки правильного поведения в быту. В детском саду есть свой бренд – фестиваль «Маленькие звёздочки», здесь одарённые дошколята на татарском языке раскрывают свои таланты. Правая рука директора – Расима Равильевна Энтентеева, во всём помогает. Сегодня, в День учителя, в школе проходит День самоуправления, всюду звучат поздравления и добрые слова. И совсем не зря, наши любимые учителя действительно их заслуживают.

КСТАТИ

Накануне Дня учителя в Ижевске чествовали лучших учителей и педагогических работников – победителей конкурсов.
Наш район представили:
О.А. Алексеева, А.В. Дерендяев (тренеры ДЮСШ), Е.Л. Ельцова (музыкальный руководитель детского дома), Ю.А. Зайцев (учитель физкультуры из Пибаньшура), В.А.Першин (учитель, Верх-Люкино). Все отличившиеся получили денежные премии.

Н.Островская Фото А.Миронова

Добавить комментарий