Какую работу ведут педагоги Балезинского детского дома, чтобы вернуть ребёнка в кровную семью

Наша цель – устроить ребёнка в семью
Детский дом – большая, дружная семья, но и в нашем учреждении есть документы, на основании которых строится деятельность. В 2014 году постановлением правительства РФ было утверждено положение «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Четвёртый пункт данного положения гласит: «Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя». Поэтому с первых дней появления воспитанника в детском доме педагогический коллектив ставит перед собой цель – устройство ребёнка в семью. Причём все силы прилагаются для того, чтобы ребёнок вернулся в кровную семью. Психологи утверждают, что именно в ней сохраняется чувство родства и привязанности, постоянства отношений, а это – основа для полноценного развития личности.

Родители бывают разные…
Конечно, контингент кровных родственников, с кем нам приходится сталкиваться, абсолютно разный. Это родители, ограниченные в родительских правах или лишённые их; отбывающие наказание в местах лишения свободы; отказавшиеся от ребёнка при рождении; временно поместившие ребёнка в детский дом. Также мы заняты поиском родственников – потенциальных усыновителей. Условно педагоги поделили этих родителей на группы.
В первую входят отцы и матери, сохранившие эмоциональную связь с детьми и заинтересованные в судьбе ребёнка. Они оспаривают решение суда о лишении родительских прав. В итоге всё заканчивается благополучно, и ребёнок возвращается в семью. Во вторую группу можно отнести тех, которые вроде имеют привязанность к детям, но к своим родительским обязанностям относятся прохладно, можно сказать, безответственно. Как правило, их нужно убеждать о приходе в детский дом. Часто приходится их уговаривать. Свою вину они признают частично, процесс постоянно нужно контролировать. Здесь особенно важна работа психолога. И, пожалуй, самая «безнадёжная», третья группа – те, кого настоящее положение дел вполне устраивает. С ними работать намного сложнее. Есть ещё категория родителей-инвалидов, они по объективным причинам не могут заниматься воспитанием ребёнка. Они, тем не менее, чувствуют вину и навещают детей. Вряд ли им удастся восстановиться в правах, но поддерживать хорошие отношения им ничего не мешает.

Предварительная работа
При невозможности реабилитировать семью, нежелании родителей идти на контакт начинается процесс подготовки ребёнка к помещению в замещающую семью. Для снижения риска вторичного социального сиротства семье необходимо пройти ряд предварительных процедур, среди которых обязательным является обучение кандидатов по специальной программе. На период адаптации ребёнка к семье рекомендуется оформление «гос-тевого режима», а при передаче его на воспитание в замещающую семью предусматривается предоставление психолого-педагогической помощи.
Вообще, в работе с кровной семьёй мы выделяем три направления – социально-психологическая работа с семьёй, психолого-педагогическая работа с ребёнком по преодолению психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью и сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребёнком для предотвращения рецидивов.

С чего начинаются первые шаги
Сначала стараемся установить контакт с биологической семьёй с помощью телефонных звонков, общения в социальных сетях. Приглашаем родителей на личные встречи, проводим консультации по возможности восстановиться в правах. Одной из форм восстановления позитивных детско-родительских отношений является приглашение мамы и папы на мероприятия, проводимые в детском доме. Ежегодно у нас проходят Дни открытых дверей. На мероприятия приглашаем также родственников. По адресу места проживания родителей администрация детского дома отправляет письма с разъяснением прав и обязанностей. Отправляем мы и письма с просьбой о содействии главам сельских поселений, районов. Родственникам и родителям шлём весточки об успехах и достижениях детей в творческой и спортивной жизни, вывозим ребят для встречи с ними. Организуется работа по временной передаче детей в семьи, которая позволяет создавать или восстанавливать социальные (в том числе и родственные) связи ребёнка.

Проблемы на пути
Много внимания уделяется рекламно-просветительской работе, размещению информации на официальных сайтах, работе со СМИ, организации встреч с волонтёрами и другими заинтересованными лицами, чтобы сформировать позитивный образ детей-сирот. Параллельно изучаем лучшие практики в этой области. Но…
к сожалению, значительных результатов пока нет. С 2011 года в родительских правах восстановились родители лишь троих детей. При устройстве детей в кровные семьи сталкиваемся с такими проблемами как социальное иждивенчество родителей, отсутствие у них жилья, невозможность устроиться на приличную работу, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей.

Е. Атнабаева, заместитель директора Балезинского детского дома

Добавить комментарий