31 мая 2019 года в Москве состоялось заседание комиссий РАН по научно-организационной поддержке базовых школ РАН. В мероприятии приняла участие представитель Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук (УдмФИЦ УрО РАН), кандидат физико-математических наук, заведующая аспирантурой УдмФИЦ, региональный координатор проекта создания базовых школ РАН Марина Юрьевна Лебедева.

Основным выступлением на заседании стало обращение к участникам заседания академика РАН, председателя этой комиссии Алексея Ремовича Хохлова. Он рассказал об основных направлениях деятельности этой комиссии, а также о её роли в создании проекта базовых школ РАН. На заседании была утверждена сама комиссия, её состав, список базовых школ РАН, который включает 108 школ из 32 регионов Российской Федерации. Члены комиссии единодушно поддержали концепцию создания базовых школ РАН.

Напомним, что цель проекта – создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом.

«В Удмуртии в число базовых школ РАН вошли три лицея из Ижевска: 29, 14 и 41-ый. Поскольку базовый список утверждён на заседании комиссии, в течение ближайшего учебного года расширение этого списка не планируется и предложения по включению в список базовых школ других учебных учреждений Удмуртской Республики возможен с подачи регионального координатора и будет

рассматриваться на заседании комиссии индивидуально», — рассказала Марина Лебедева.

Обучающиеся базовых школ РАН получат новые возможности осваивать современные методы научных исследований, самостоятельно получать научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы, проводить поисковые работы, работать в школьных научных сообществах под руководством известных ученых.

Основные характеристики базовых школ подразумевают, что общеобразовательная организация обеспечивает высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах, использует кадровый потенциал, достаточный для формирования исследовательских умений обучающихся, имеет опыт организации профильного обучения, взаимодействия с другими образовательными организациями по решению задач развития исследовательских умений, творческих способностей школьников в области научных исследований.

Для участников проекта предлагается несколько моделей базовых школ РАН (профильная школа; школа с углубленным изучением отдельных предметов; школа-лаборатория; школа при университете; школа-ресурсный (сетевой) центр; а также смешанная модель, включающая в себя несколько вариантов представленных выше моделей. Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН предполагает создание «старшей школы РАН» при данном федеральном центре.

В концепции предусматривается, что в ходе реализации проекта базовые школы РАН будут использовать предлагаемые модели, а также определят специализацию общеобразовательной организации, что позволит сконцентрировать научные и образовательные ресурсы участников проекта в определенных направлениях профильного, углубленного освоения предметных областей учебного плана. Выбор модели оставлен на откуп регионам.

«Представитель Министерства просвещения РФ Татьяна Юрьевна Синюгина положительно оценила концепцию и сообщила, что на базовую школу не будет оказываться давления в выборе модели и вопрос по запуску проекта происходит путём консультирования между региональным координатором проекта со стороны Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН, директорами школ и Министерством образования УР.

Запуск проекта планируется 1 сентября 2019 года. Первый этап — это первый учебный год 2019-2020гг. Продолжительности срок проект не имеет. Последующие этапы будут зависеть от реализации первого этапа»,- сообщила региональный координатор проекта Марина Лебедева.

«17 июня 2019 года запланировано межрегиональное селекторное совещание между представителями Министерства науки и высшего образования РФ, Минпросвещения РФ и региональными представителями комиссии, директорами школ и представителями региональных министерств образования. В течение 2019-2020 учебного года от нашего региона ждут предложений по реализации данного проекта»,-резюмировала Марина Лебедева.

Директор УдмФИЦ Михаил Юрьевич Альес подчеркнул, что базовые школы РАН помогут не только выявить талантливых молодых людей, но и избежать их оттока из регионов и страны в целом.

— Создание базовых школ РАН — это важнейшее нововведение прежде всего в контексте развития регионов, — считает он. — Причем не только региональной науки, но и субъектов РФ в целом. Ведь это значит, что талантливая молодежь привлекается к серьезной, настоящей научной работе еще на школьном уровне, и уже тогда они приобщаются к решению задач, которые стоят перед наукой в данном конкретном регионе, со всей его спецификой. И в дальнейшем развитие этих личностей идет, что совершенно естественно и органично, именно сообразно с региональной научной повесткой, как фундаментальной, так и прикладной. Таким образом, юный учёный уже на самых ранних этапах становления «заточен» под решение вопросов, важных именно для науки конкретного субъекта, а вкупе с такой безусловно важной функцией школ, как воспитание, это должно дать совершенно впечатляющий результат: будет всё больше молодых учёных, подготовленных к научной работе и воспитанных в духе патриотизма, желающих работать и для своей страны, и для своего региона. Таким образом, с созданием базовых школ РАН и академическая наука, и регионы получают уникальный шанс, которым, конечно, необходимо воспользоваться грамотно и бережно.

Пресс-служба Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук

Добавить комментарий