Чьей дочерью была булгарка Яхам, имя которой высечено на древнем камне?

По пути в Гордино можно немного забыться и подумать, что едешь где-нибудь в горах на юге России. Устремляясь вверх и поворачивая, дорога приводит нас на древнее кладбище, где расположена святая могила, и к значимому историческому событию – передаче фрагмента надмогильного камня с надписью 1323-го(!) года в Национальный музей Удмуртской Республики.

Собираем реликвию по частям
История камня уходит в древность. Некогда цельный он был расколот на несколько частей. Три осколка уже находятся в надёжных и заботливых руках доктора исторических наук, профессора Таисии Ивановны Останиной – археолога, старшего научного сотрудника Национального музея УР им. К. Герда. Именно она начала рассказ о надгробном гординском камне:

«Как этот камень попал к нам? В 1930 году известный советский историк и археолог Алексей Петрович Смирнов, доктор наук, профессор МГУ, после раскопок на Кушманском городище в Ярском районе получил сведения о том, что в Гордино есть древний мусульманский камень. Вместе с другом Павлом Михайловичем Овчинниковым он приехал сюда, и мулла показал им камень, рассказал его историю. Археологи привезли его в Глазовский краеведческий музей. В 1954 году музей был ликвидирован и все коллекции передали Удмуртскому республиканскому краеведческому музею в Ижевск, сегодня он носит название Национального музея УР.

Последние десятилетия мы не показывали этот камень народу, он 90 лет хранился в музеях, а в прошлом году, по случаю 120-летия А.П. Смирнова, решили организовать выставку, посвящённую его работам. Этот специалист в области финно-угорской и булгарской археологии исследовал огромные площади – могильники, городища, он сохранил очень много предметов для истории, в том числе и гординский камень. Мы составили реконструкцию камня, каким он мог быть в первоначальном виде, сопоставили с фрагментами, которые у нас уже есть, и вычислили, что не хватает пяти осколков. Сегодня мы получили от жителей Гордино четвёртый камень, значит, нужно искать ещё четыре».

Таисии Ивановне знакомы гординские места – в 1991 году она проводила в деревне археологические разведывательные работы: «Здесь жила Тютина Вера Матвеевна, рядом с её огородом мы проводили раскопки. Я обнаружила бесермянское погребение 17-18-го веков. Нам удалось найти тогда железный кочедык (плоский изогнутый инструмент для плетения лаптей – прим.), бытовавший в 16-18 веках, на основании которого и датировали погребение. Это говорит о том, что здесь располагался могильник (древнее кладбище)». Старожилы деревни, подтянувшиеся к нам, узнали гостью из прошлого, обрадовались встрече.

Легенды из прошлого
Новый фрагмент надмогильного камня найден 27 июля при расчистке территории для установки памятника на месте, где раньше находились осколки, увезённые в Ижевск. Обломок лежал почти на поверхности земли. Присмотрелись – а там арабские буквы. Сегодня Ильмир-хазрат Касимов, имам Кестымской мечети,
готов рассказать о переводе эпитафии (изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи – прим.) и привести некоторые интересные легенды и исторические подробности:

«Древний камень был найден на поле одним бесермянином. Он решил заложить этот камень в фундамент дома. Спустя время дом перекосился, и хозяин убрал его, отправил в банную печь. В бане люди начали угорать, поскольку пошёл едкий запах. Мужчина рассердился и выбросил его, но тут заболела вся его семья. Гординский мулла Мухаммедрахим узнал об этом и сказал: «Ты осквернил священный камень, поэтому вся семья болеет. Пока ты не поставишь его на место, беда не уйдет». Камень решили перенести на мес-то, которое почиталось как святая могила. С тех пор, то есть с конца 19-го века, он лежал там до 1930 года.

Надпись на камне сделана на двух языках: молитвенная часть – на арабском, сведения об усопшем – на булгарском. По этой причине её долгое время не могли прочитать: булгарский язык не похож на татарский, он ближе к чувашскому, а мусульмане и муллы, местные и приезжие, могли перевести только арабскую часть. Получается, что информации об усопшем не было, поэтому вокруг надмогильного камня ходило очень много легенд.


Новый памятник

По одной из них здесь был похоронен мусульманин, который пришёл сюда первым. Предание говорит, что в наши края пришли два брата – Карабек и Дземирхан. Карабек ушёл вниз по Чепце и основал село Карино – центр Каринского княжества, этот человек известен как родоначальник каринских татар. А его брат Дземирхан остался в Гордино и тут похоронен. Считается, что это именно его могила. Надо сказать, легенда не противоречит историческим событиям, поскольку Карабек считается исторической личностью, который жил в 14-ом веке».

О чём гласит надпись?

-Когда в 1930 году начали изучать камень, то есть переводить надпись с булгарского языка, оказалось, что он был поставлен над женской могилой, — продолжает рассказ Ильмир Касимов. — Сохранилось имя, но место, где было написано отчество, откололось и не сохранилось. Надпись гласит, что здесь похоронена Яхам, перед именем обозначено – «дочь». Тут снова родилось множество легенд: если написано, что «дочь», значит, это молодая девушка или ребёнок – говорили «дочь хана», «дочь булгарского купца» и т.д. И якобы отец поставил над её могилой памятник. Но я не согласен с таким мнением, потому что дочерью своих родителей женщина остаётся в любом возрасте, и усопшая могла умереть как в молодые годы, так и в более поздние. Надпись точно говорит о том, что здесь была похоронена женщина-мусульманка булгарского происхождения. Также указан год – 723, что в переводе с мусульманского летоисчисления на наше означает 1323 год. Это говорит о том, что уже в то время здесь проживали булгары-мусульмане, предки современных татар. Тот факт, что памятник поставлен женщине, говорит о статусе её семьи – только зажиточные люди могли такое себе позволить. И это неудивительно: археологические раскопки подтверждают: на гординском городище жили булгарские ремесленники и торговцы. Сегодня у нас получается, что на Гординском древнем кладбище находятся два исторически важных объекта – могила легендарного Дземирхана и памятник, который гласит: «Здесь похоронена булгарка Яхам».

Гординский староста передаёт осколок надмогильного камня Т.И. Останиной

В музее – самое место!
Поначалу жители Гордино не хотели расставаться с древней реликвией, однако Таисия Ивановна их убедила, что место для артефакта – в музее, где есть все условия для его хранения, и в дальнейшем фрагменты камня будут выставлены на постоянную экспозицию, где любой человек сможет увидеть его. У историков появится возможность сопоставить фрагменты и изучить их всех вместе. После этих слов жители согласились передать камень
в музей. Таисия Ивановна выразила им за это свою благодарность.
Благо, что святая могила не осталась пустой. Первого авгус-та на ней был открыт памятник с именем усопшей Яхам. И в самой могиле ещё остались камни, которые будут исследовать учёные. Обычным людям раскапывать археологические памятники запрещается законом.

С высоты гординских гор видны Глазов, Кестым, Октябрьский. Интересно, а как далеко можно заглянуть в гординскую историю? Мы прикоснулись к 14-му веку. А что было до него?.. Хорошо, что куртки захватили тёплые. Ветер тут гуляет, гордо храня историю.

Ю. Шмелёва Фото А.Миронова

Добавить комментарий