Как найти взаимопонимание с ребёнком?

Светлана Ивонина (фамилия изменена – Ред.) из Балезино воспитывает осиротевших племянников.

– Недавно младшего сына (всех своих мальчишек она называет сыновьями) поймали сверстники. Скрутили и, запугав избиениями, заставили громко сказать «я виноват» в краже. Испугавшись, он подчинился. Его навет на самого себя насильники записали на камеру. Это хорошо, что сразу после того, как они его отпустили, он мне позвонил и всё рассказал. Я немедленно отправилась в полицию. Очевидно, нам спокойно жить в посёлке не дадут. Я звонила психологу из правоохранительной организации, Эдуарду Сабирову. Он посоветовал переезжать. Говорит, что теперь у сына сформировалась роль жертвы, и его постоянно будут преследовать, пытаясь обвинить во всех грехах. Я доверяю его мнению – он сам воспитывает троих детей. Есть теория и практика. Учебный год закончится – и мы уедем в Ижевск.

Эдуард Сабиров – профессиональный юрист. Светлана перепутала его должность, но за советом обратилась по адресу верно. Эдуард консультирует в НКО «Центр социальных и образовательных инициатив», проекты которого эксперты включили в ТОП-100 лучших проектов Фонда президентских грантов.

Офис некоммерческой общественной организации находится по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 18. Свои проекты она реализует благодаря поддержке Фонда президентских грантов, а также администрации главы Удмуртской Республики. Поэтому консультации юристов и психологов подростки и их родители здесь получают бесплатно.

Воспитанникам Светланы повезло – их опекун знает, куда можно обратиться в сложной ситуации, когда родительских компетенций для разрешения проблемы не хватает. А большинство родителей стыдятся признать свою некомпетентность и самоустраняются от помощи своим детям. Авось сами как-нибудь разберутся, школьные учителя помогут – мы же как-то выросли… И дети остаются со своими проблемами один на один.

Тогда единственной возможностью обсудить свои проблемы для них становится Интернет. На его бескрайних просторах они ищут советчиков в лице сверстников или взрослых незнакомых людей. Но всегда ли небезопасны их советы? Ведь ребёнок, не имеющий жизненного опыта и достаточных знаний, очень уязвим на этой огромной арене мнений. Да и длительное пребывание в интернете всегда ли идёт на пользу?

– Теряют время на всякую ерунду. Я иногда просматриваю те страницы, где они часами зависают, и тихо начинаю ругаться: в нашем детстве интернета не было, и то к лучшему. Нужные книжки могли почитать, на улице побегать. А теперь они находятся в зависимости от Сети, в которой полезного для жизни-то и нет. А эта сеть их втягивает – не оторвёшь. Запрещаешь часами со смартфоном сидеть – огрызаются. Я стал дозировать их время в Интернете в зависимости от школьных оценок и помощи по хозяйству. Вот учимся договариваться, – делится своими воспитательными методами Вячеслав Кузнецов, одинокий отец из Сарапула.

О том, что избыток времени, проведённого в интернете вреден для детей, признали власти Китая, который является мировым лидером цифровизации. Там министерство образования запретило детям от 6 до 14 лет приносить на школьные занятия мобильные телефоны. Мол, теряют зрение, не могут сосредоточиться на учёбе и становятся зависимыми от онлайн-игр. В нашей стране напротив, использование в образовании гаджетов возрастает. Соответственно, и недоверие к информации, которую можно получить с их помощью, снижается.

Но большинство родителей подобно Вячеславу, пытаются время своих детей, отдаваемое интернету, уменьшить. Как это сделать без ссор и взаимных обид?

– Главная правило родителей, стремящихся обезопасить проведение своих детей в интернете – «сделай так, чтобы твоему ребёнку было хорошо», – говорит руководитель «Центра социальных и образовательных инициатив», правозащитник Ольга Пишкова. – Интернет может стать средством для развития ребёнка и его самореализации. Страх перед интернетом в голове у взрослого. Чтобы этот страх побороть, нужно больше с детьми общаться, искать общие интересы, воспитывать в них чувство собственного достоинства. А у родителей на беседы времени нет. И дети с уставшими и раздражёнными взрослыми на контакт не идут. А в разговорах они нуждаются всегда! Мы видим, что с ними не разговаривали, когда посещаем воспитательные колонии для несовершеннолетних. Видим, что понимать своё человеческое достоинство их не научили. Не разъяснили, что мир устроен не только под их интересы. Не разграничили права и обязанности.

Многие взрослые сами теряются в этих вопросах. В НКО «Центр социальных и образовательных инициатив» им всегда готовы оказать правозащитную помощь в интересах семьи и детей.

Добавить комментарий