Наша землячка продолжает изучать бесермянские крези

Снова, как ясно солнышко, Мария Корепанова появилась в нашем поле зрения – теперь не на фоне эстонских декораций, а на видах удмуртской земли, в окружении знакомых балезинцев. Такие фотографии в соцсетях мы наблюдаем с мая и по сегодняшний день. Значит, к общей радости, знаменитая исполнительница крезей задержалась у нас. Интересно, почему?

Погружение в мир бесермян
Мария появилась в редакции после поездки в д.Сеп Игринского района, где создан Народный музей исчезнувших деревень. «Я давно не была в сообществе удмуртских музыкантов, – начинает героиня, – поэтому с удовольствием приняла участие в творческой резиденции «Архитектоника удмуртской музыки», которая проходила на днях в обновлённом Сепском доме культуры. В современной студии звукозаписи, которую игринцы получили благодаря одному из проектов, мне удалось записать бесермянские крези – ценно то, что это состоялось сейчас, когда я полностью погрузилась в жизнь наших бесермян».

Оказалось, Мария с начала июля жила в Юнде. «Я решила для себя: пришло время работать над устранением языкового барьера, – объясняет девушка. – Освоить исполнение крезей с асемантическим текстом мне уже удалось, а чтобы импровизировать и свободно выражать свои чувства, надо знать язык, поэтому я приехала в деревню, чтобы жить среди его носителей и научиться говорить по-бесермянски. Конечно, такую цель можно назвать утопической: сейчас речь жителей смешана с удмуртской, и срок для изучения слишком мал – за два месяца это сделать сложно, учитывая, что находиться постоянно в необходимой языковой среде не всегда получается. Усложняет мою задачу то, что нет никаких учебников, пособий для более эффективного освоения языка. «Преподавание» в Юнде выходит только устное».

Первой приняла гостью на совместное проживание семья Галины Викторовны Бияновой. «На открытии бесермянской усадьбы в Лудорвае я озвучила своё желание пожить в Юнде, и буквально через пару недель вопрос решился – мне нашли гостеприимных хозяев, – делится Мария. – К условиям я человек непридирчивый, поэтому деревенский уклад приняла с лёгкостью. Пробовала доить козу, поняла, какой в этом деле принцип, а баня по-чёрному – так это вообще большое счастье для меня!»

К сёстрам Галине Журавлёвой и Валентине Бияновой наша героиня приходила общаться в д. Малая Юнда. «Они яркие представители своего народа, – комментирует наша собеседница. – Продолжилось моё пребывание – в доме Надежды Сидоровой, руководителя ансамбля «Азвесь крезь». Она мне очень помогала в расшифровке аудиозаписей, собранных в Юнде». Так совпало, что нынешний приезд Маши ознаменовал 20-летие с момента её знакомства с этим селом.

Открытие за открытием
Во время нынешнего «погружения» в мир бесермян у Маши произошло много значимых событий – от них она находится под сильным впечатлением. «В Юнде летом работала московская группа, которая дала новый ракурс моему пребыванию, – с воодушевлением говорит она. – Культуролог из МГУ Юлия Овчинникова исследовала внутренние ощущения и чувства исполнителей крезей. Вместе мы пережили настолько сильные эмоциональные моменты, которые можно приравнять к открытиям. К примеру, когда мы узнали, что внучка Галины Викторовны напевает крези, решили записать совместное исполнение с бабушкой. В этот процесс очень органично влились и другие внуки и правнуки, гостившие в то время у неё. В момент совместного пения было ощущение, что мама Галины Викторовны Мария Николаевна Урасинова, участница первого фольклорного ансамбля, присутствовала с нами, потому что исполнялся крезь, который она из своего детства принесла в коллектив. Обычно шаловливый и шустрый семилетка Никита, праправнук Марии Николаевны, настолько прочувствовал этот напев, что мы задались вопросом: «Откуда в его взгляде столько глубины и смысла?» От Никиты мы услышали об ощущениях во время исполнения: «Сердце бьётся наружу». И ещё: «Я хотел бабушке спеть, но не знал, как». Мороз по коже в такие моменты».

Другое, ещё более важное открытие, Мария Владимиров-на сделала по озарению в один прекрасный миг. «В голове выстроилась пошаговая методика, которая позволяет создавать спонтанные импровизированные тексты, как это было в традициях бесермян, – рассказывает она. – Бывает, что все пазлы складываются – подобное произошло и здесь. Исполнение крезей – это вообще интересное явление. Во всём мире известны традиции, когда один человек поёт о том, что чувствует, что видит – это своеобразная форма исповеди. Но чтобы коллективно, несколько человек вместе одновременно выражали свои чувства, исполняя каждый свой текст на общую мелодию – данный факт известен только у бесермян и северных удмуртов». На мероприятии в Сепе, куда съехались кроме творческих людей и научные деятели, в том числе доктор филологических наук, известный удмуртский фольклорист Татьяна Григорьевна Владыкина, наша Мария Корепанова, доктор философии музыки, представила своё открытие публике и произвела практическую апробацию найденного метода спонтанного воспроизведения текстов. «Я наконец-то поняла, что такое крези», – отметила после мастер-класса Татьяна Григорьевна. «Мы убедились, что эта методика работает!» – с радостью заключила Маша. В Юнде подобное занятие тоже проведено – случилось это практически под занавес всей летней Машиной экспедиции.

Под одной крышей
Галина Биянова: Для меня Маша как дочка. Когда я узнала, что она решила пожить в Юнде, сразу предложила свой дом. Жили мы вшестером, всем места хватало. У нас и по 10-12 человек бывало, так что это нормально. Мало ест, конечно, она: стряпала шаньги, пироги – не ела. Разговаривали мы много, пока малину собирали или
в других делах.

Ангелина Урасинова: Я была не права, когда не приняла Машу в самом начале. Она доказала, что может душевно и ярко петь наши крези! Сейчас оказалось, что только у неё сохранены записи 92-летней Марфы Михайловны, сделанные в 2002 году, а мы ведь раньше и не думали, что это станет ценным «сундуком», просто пели и пели. Помню, как поначалу Маша только слушала, не смела подпевать, а потом… Я не перестаю удивляться ей. Маме поставила бы памятник за такую дочь! Пусть и дальше Мария Владимировна прославляет нашу культуру, язык на мировом уровне. Знаете, за неделю
до отъезда она снова удивила меня: вместе с Надей Сидоровой они сняли видео, где Маша играет смешную беззубую бабушку-бесермянку. Ведь и слова тянет, как надо, и разговор совсем наш!

Надежда Сидорова: Сейчас, когда мы прожили с ней под одной крышей, мне открылся новый человек – настолько мудрый, гармоничный, притягивающий позитив. Мне очень нравится её метафора: «Все люди – ангелы». Вы знаете, ведь она относится так ко всем, это не просто слова. С каждым человеком найдёт общий язык и тему для разговора, в любой компании её легко принимают. Ещё одно сильное качество Марии – адекватное отношение к критике. Когда она исполняет крези нашим бабушкам, а они говорят: «Начинаешь по-бесермянки, а заканчиваешь по-удмуртски», Маша нисколько не унывает и не обижается, а пытается с ними разобраться, что и где не так. Я бы сказала, что она хамелеон в хорошем смысле слова, очень «удобный» человек.

На прощание – не прощаемся
Мария Корепанова выделяет ещё одно свойство крезей –
психотерапевтическое. «Они не содержат смыслового текста, но это не делает их бессмысленными, – отмечает она. – В каждый напев человек может вложить своё – поделиться чувствами, самым сокровенным, что есть в душе, но в закодированном виде. Спасибо нашим предкам, которые донесли до нас такую мудрую традицию в форме музыкального наследия. Суметь бы сохранить её и передать дальше…» На этой неделе девушка уехала, поблагодарив всех жителей Юнды за тёплый приём и пообещав обязательно вернуться.

Ю. Шмелёва
фото автора

Добавить комментарий