Лучшие практики по этнокультурному образованию увидели воспитатели на межрайонном семинаре

Чем живут наши детские сады? Речь не о кашах, прогулках, распорядке дня… Что нового происходит в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений? Задавшись таким вопросом, мы отправились на семинар, организованный сотрудниками детского сада «Сказка» при поддержке местного отделения Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш».

Тема встречи как раз подходящая – «Родной язык в дошкольном образовательном учреждении: педагогический опыт, новаторские идеи, связь с местным обществом». «На других посмотрели, себя показали» – так говорят, когда в мероприятии участвуют не только свои люди, но и гости. Своим опытом работы поделились не только балезинские воспитатели Светлана Сысоева, Надежда Ившина, но и педагоги из Дебёс – Екатерина Касаткина и Татьяна Сунцова, соседний Игринский район представила Ирина Князева. Точно так и получилось, что воспитатели презентовали свой район в разрезе дошкольного образования.

Что мы увидели у дебёсских воспитателей? Удивительное!
Юбку с множеством разных приспособлений для занятия детских умов и пальчиков (в педагогическом кругу она называется дидактическая), запрограммированную игрушку «Пчёлку», которая двигалась по заданному направлению. Завершилось занятие Екатерины Вячеславовны Касаткиной совершением чуда прямо на глазах – из мягкого полотенца участники мастер-класса сделали симпатичных собачек. Удмуртская речь и отработка навыков говорения – на каждом этапе. Вот нужно «покормить» домашних животных, называя их по-удмуртски, проговорить стишки, обозначить направление пчелы и то, что она встречает, двигаясь по схеме. Мастеря собачку, все повторяют названия частей тела, нарекают поделку кличкой, а затем получают кос-точку, за которую не забывают сказать «тау» (спасибо). Кстати, роль детей на этом мероприятии досталась взрослым, которые пришли на семинар, поскольку известные ограничения пока не сняты. Детей мы видели только в видеоматериалах.

Татьяна Александровна Сунцова рассказала об успешном участии коллектива в конкурсе проектов «Культурная мозаика». По словам дебёсского воспитателя, в прошлом году им удалось пополнить материально-техническую базу учреждения на 180 тысяч рублей, выиграв грант с проектом «Удмуртская STEM-лаборатория».

Справка: STEM-образование – исследовательская деятельность с использованием современного оборудования и инновационных программ, доступных для детей.

Воспитатели подключили к делу сотрудников дома ремёсел – вместе они смогли создать пространство, где родители и дети с пользой проводили досуг в выходной день. «Раз в месяц детско-родительское сообщество занималось в наших лабораториях, где совершались интересные открытия, – объяснила педагог. – Например, в лаборатории «ЭКОдруг» с помощью квест-игры детей учили полезным навыкам: вязать узлы, складывать костёр, рисовать план местности, узнавать зверей по следам. В творческой лаборатории «Шундыпиос» («Маленькие солнышки») мастера дома ремёсел обучали малышей изготавливать полезные игрушки, сувениры. Например, девочки шили игольницу или кармашек для мелочей в виде совы, а мальчики клеили и красили деревянный танк-органайзер. Познакомиться с героями мультфильмов можно было в лаборатории «ЛОГОдруг». Здесь учили детей и их родителей задавать направление движения умному роботу-пчеле. В лаборатории под названием «ЛЕГОдруг» ребята создавали парк аттракционов из лего-конструктора. И пока одни собирали площадку, другие мастерили роботов-охранников для парка. В лаборатории «МУЛЬТдруг» дошколята и их родители создавали мультфильм. Для этого в детском саду есть необходимое оборудование: веб-камера с микрофоном, маленькая съёмочная площадка и куклы, специальная компьютерная программа».

Стоит отметить, что отзывы от родителей кураторы проекта получили самые положительные. По видеороликам, где показано, как дети проводят экскурсии по Дебёсам или выступают с номерами-эпизодами, мы видим, насколько свободно они владеют удмуртским языком. Активная работа в интернет-пространстве, сетевых проектах привела к тому, что дебёсский детский сад заметили в Подольске – на них вышли в рамках сетевого взаимодействия «Этнический диалог».

Как в Игре «играют в мультики»
Игринская воспитательница Ирина Михайловна Князева начала своё занятие с комичного видеоролика – она сразу настроила всех на позитив, а затем представилась: «Я дочь своего народа, своей любимой земли!» Очень эффектный национальный костюм и презентация подчеркнули значимость её слов: «Воспитатель – и актёр, и волшебник, и режиссёр». Ирина Михайловна познакомила с технологией подготовки материала для создания мультфильма на удмуртском языке. На конкретном занятии она показала, как дети проговаривают названия своих героев-зверюшек, их качества, входят в образ, понимают музыку – после такой подготовки дети могут с лёгкостью озвучить персонаж. Для создания картинки и героев применяются изделия-аппликации или пластилиновые поделки. Словом, этот процесс – огромный, объёмный, а на продукт любо-дорого смотреть, радуясь талантам воспитателя и ребят!

По части «себя показать»: наши воспитатели провели занятие по теме «Лэпбук» (Н.В. Ившина), С.И. Сысоева представила аудитории видеоурок, посвящённый Дню родного языка. О достижениях воспитателей детского сада «Сказка» в области этнокультурного образования детей подробно расскажем в следующем номере газеты.

Кстати: Занятия на семинаре показали финалисты конкурса «Лучший воспитатель, обучающий детей родному языку», который прошёл в прошлом году рамках 100-летия государственности Удмуртии. В нём приняли участие 22 воспитателя дошкольных образовательных организаций республики. Победителем стала Надежда Ивановна Тукаева, воспитатель Карамас-Пельгинского детского сада (Киясовский район).

Ю.Шмелёва Фото А.Миронова

Добавить комментарий