Точная наука и свобода творчества тесно переплетаются в жизни учителя математики Юндинской школы

Если вам кажется, что математики – это люди, признающие лишь мир чисел и котангенсов, то вы крупно ошибаетесь. Наша сегодняшняя героиня Гулия Касимова докажет: математика и словотворчество, фотодело, спорт, танцы, волонтёрство, краеведение и многое другое очень даже совместимы.
Представляете, какой многогранной личностью является учитель математики Юндинской школы?

«Они сошлись, волна и камень…»
… – вот первое, что пронеслось в моей голове, когда Гулия Зинатулловна начала рассказывать о своих родителях – Зинатулле Натфулловиче и Гульнуре Зинатулловне Энтентеевых: «Логическое мышление у меня от отца, а творческое – от мамы. Оба они работали в колхозе «Первое мая», который в то время гремел на всю республику – больше двухсот центнеров с гектара давали урожай картофельные поля хозяйства. За высокие показатели отца награждали путёвками на ВДНХ, в Болгарию. Мама любое настроение выражала в песне: если тяжело – мы слышали грустный напев, весело – задорный». Отец советовал дочери стать бухгалтером, но Гулия не видела в этом деле никакого интереса. Она и сегодня считает: «Как желудку нужна пища, так душе – творчество».

После окончания «восьмилетки» в Падере и старших классов в Юнде наша героиня отправилась покорять Глазовский пединститут. «Не знаю, как получилось, что я выбрала табличку «Физмат». Видимо, притянула, – шутя, вспоминает учитель. – Ходила я, изучая информацию о факультетах, а одноклассники, вместе с которыми приехала поступать, уже определились, выбрали самый короткий срок обучения. Мне же хотелось учиться дольше – что это, четыре года?»

Удачно сложилось с местом работы: «Директор Николай Азарьевич Корепанов позвал меня в Юндинскую школу, когда я заканчивала учёбу в институте, – улыбаясь, рассказывает Гулия Касимова. – Я так обрадовалась! В городе никогда не хотела жить, в нём я задыхаюсь. В родной Падере вакансий на тот момент не было, поэтому большой удачей считаю то, что оказалась в Юнде, в кругу моих наставников. Математическую эстафету, принятую от Ариадны Алексеевны Урасиновой в 1984 году, продолжила я».

На работу – на велосипеде!
Спорт для нашей героини – норма жизни. Начиная со школьных лет, Гулия Зинатулловна верна этой установке. «Особенно хорошо у меня шла лёгкая атлетика, – говорит она. – Когда стала учителем, занимались с коллегами волейболом. В районе нам удавалось становиться лидерами! Сейчас люблю ходить на фитнес в Падеринский дом культуры». Рассматривая портфолио учителя, мы увидели и награды за победу в дартсе, в конкурсе «ВелоЛеди». Летом, по признанию Гулии, добираться до места работы она предпочитает на велосипеде, а в свободную минутку идёт окунуться в пруд. «Нужно держать себя в тонусе!» – уверена она. Эмоциональное здоровье педагог укрепляет на занятиях танцами у Фариды Рашидовны. «Все чувства можно выразить, двигаясь под музыку, – отзывается об увлечении участница коллектива «Авылдашлар» («Односельчане»). – Страсть как люблю танцевать! Спасибо нашему хореографу за возможность выражать себя на сцене».

Гулия Зинатулловна Касимова награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки УР в 2011 г.

Улыбнитесь, вы в объективе!
«Брат моего мужа увлекался фотоделом, – начала рассказывать новый сюжет наша собеседница. – Я научилась у него, стала фотографировать, участвовать в конкурсах, выставках. Особенно нравится ловить момент в природе, оставлять в памяти людей. Посмотрите, – комментарий идёт к снимку, где деревья в лесной посадке убегают вдаль, а над землёй стелется дымка тумана. – В детстве нам кажется, что жизнь так же бесконечна, как изображена здесь, а на самом деле она имеет край».

Фрагмент фотовыставки Гулии Касимовой

Любое сочинение – за пять минут!
Это удивило нас больше всего. Ну как учитель математики любит сочинять тексты? Да ещё и стихотворения? Они, по признанию героини, ложатся по вдохновению, от пережитых эмоций, чувств, но не по заказу. «Наверное, это схоже с ведением дневниковых записей, поэтому распространять их я не стремлюсь, но могу прочитать что-то из нейтрального:

Я странник в этой жизни тленной,
Неугомонная душа.
Идти бы мне дорогой верной
По жизни тихо, не спеша…
Не тратя силы на размолвки,
Не окунаясь в суету,
Не веря в сплетниц разговоры
И не впадая в пустоту.
Но кто покажет путь мне верный,
Поделится теплом своим?
Кто мне подарит взор свой нежный
И станет спутником моим?..»

Кстати, декламировать стихи нашей необычной писательнице тоже очень нравится – она читает произведения разных авторов на мероприятиях, готовит к выступлениям учеников. Бабушка Гулия помогает внучке Самире проводить исследовательские работы – здесь тоже нужно умело выстроить материал, подготовить защитное слово. В следующем году забот у чудо-бабушки, наверное, прибавится, потому что теперь и второй внук поступит в первый класс.

Наш отряд зовётся просто!
Третий год учитель ведёт за собой отряд «Мы – волонтёры!», несущий идею тимуровского движения. «Хорошо, что появилось волонтёрство, – отмечает руководитель команды. – В учениках нужно воспитывать стержень, направленный на созидание и добро. Мои семиклассники – лучшие помощники школы: мы участвуем в посадке деревьев, уборке снега, сборе семян и клубней цветов, подкормке птиц, ремонте книг и т.д. Стала традицией посадка саженцев сосны во дворе школы – мы рады, что нашу задумку подхватили первоклассники и выпускники». В нынешнем учебном году Гулие Зинатулловне отдали на воспитание учеников начальной школы. Значит, ряды добряков и активистов пополняются!

О самом главном
«Я иногда смотрю на решение задачки, написанной на доске, и удивляюсь – какое решение красивое получилось! – восклицает педагог, особо выделяющий геометрию из математических дисциплин. – Мы с ребятами как будто разматываем клубочки в поисках истины».

Наверное, Гулия Касимова делает ход урока действительно завораживающим, потому что выпускники при встрече с ней с благодарностью отмечают: «А мы ведь до сих пор помним ваши доказательства!» Притом это говорят даже те, кто не связал свою жизнь с точными науками. Как тут не удивиться снова?

Свой рабочий коллектив учитель называет трудовой семьёй, а школу – вторым домом. «Задор и молодость коллег, сотрудников школьной администрации дают энергию нам, стажистам, – говорит она. – Я работаю здесь уже 37 лет, но желание расти и развиваться не покидает меня. Мне нравится составлять презентации, открывать инновационные методы ведения уроков, но, к сожалению, пока нашими главными инструментами по-прежнему являются мел и доска. Интерактивную доску мы используем только на открытых уроках. А сколько возможностей заложено в ней! Я часто думаю о том, как бы интересно проходили все мои уроки с применением новых технологий».

На вопрос о необходимости изучения квадратного корня и косинусов в школе Гулия Зинатулловна ответила: «Математика приводит ум в порядок». Как точно – о точной науке!

Ю. Шмелёва Фото А.Миронова

Добавить комментарий